Ошибки в учебниках: кто виноват и когда их исправят

Источник: 7152.kz
Об этом рассказал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, отвечая на вопрос Sputnik Казахстан, передает корреспондент 7152.kz.
Ошибки и опечатки в учебниках находили и раньше. Но с этого года Казахстан перешел на обновленное содержание, а школьники на дистанционку, которую им помогают осваивать родители. Поэтому, начиная с 1 сентября, в социальных сетях появляются фотографии, видео и скриншоты опечаток, ошибок и непонятно сформулированных заданий.
Например, в учебнике по литературе за седьмой класс указано, что поэт Михаил Лермонтов прожил целых 127 лет.
В истории Казахстана за восьмой класс было неверно указано время и место захоронения лидера освободительного движения Махамбета Утемисова.
Вопрос о недочетах в отечественных учебниках дошел даже до Администрации президента, комментировать острую тему накануне нового учебного года пришлось первому заместителю руководителя АП Даурену Абаеву.
Он указал, что произведения некоторых отечественных классиков не вошли в программу обучения, вместо них в учебник «Казахская литература» почему-то попали Джек Лондон и Расул Гамзатов.
По его словам, нет согласованности в содержании учебников для средних и старших классов (5−11).
Президент Токаев ознакомился с результатами проверки учебников и дал министерству образования и науки поручение исправить недочеты. В Казахстане будут готовить авторов учебников и экспертов, а также тестировать новые материалы и учебные программы не меньше года. 
Есть ошибки и на электронных платформах — неправильные ответы к задачам, грамматические ошибки, отмечают родители, вынужденные заниматься с детьми на дистанционке.
 В Минобразования проблему признают, министр лично высказывался об ошибках в учебниках.

— К обновленному содержанию страна приступила с 2016 года, начали появляться совершенно новые учебники. Вопросы у общественности, как к содержанию, так и связанные с ошибками. Мы об этом говорили, — сказал министр Асхат Аймагамбетов.

Для решения проблем главой государства было дано поручение полностью пересмотреть систему подготовки учебников.
Глава Минобразования отметил, что за ошибки в учебниках вина лежит не только на издательствах или авторах. Утверждение учебника — комплексный процесс.

— Все начинается с государственного общеобразовательного стандарта, с типовой учебной программы. Далее это уже экспертиза: эксперты, авторы учебников, затем издательская работа. Когда мы смотрим на весь бизнес-процесс, мы видим, что в действующей до этого времени системе были определенные недостатки, — сказал Аймагамбетов.

Пересмотрели правила подготовки и написания учебников, введен новый формат.

— Мы считаем, что когда будут выходить новые учебники, они будут по новым требованиями, и там таких ошибок быть не может, — пояснил министр.

При этом, при наличии брака переиздание осуществляется за счет издательств.
В Казахстане вводится внутрииздательская экспертиза, внешняя экспертиза, общественная экспертиза и апробация, отметил министр.

— По многим учебникам раньше либо не было апробации, либо она проводилась только частично. Очень важно до массового тиражирования, чтобы минимум один учебный год учебник проходил апробацию в пилотных школах. Там учителя уже видят, какие есть проблемы, какие недостатки. Как их можно устранить, — пояснил Аймагамбетов.

По словам главы Минобразования, очень важна подготовка авторов. Как оказалось, раньше в Казахстане авторов не обучали, как правильно составлять учебник.

— Не было специальной подготовки. Если это представитель высшей школы или учитель — этого недостаточно. Потому что хороший учитель — не всегда хороший автор. Поэтому мы в настоящее время проводим работу по обучению авторов. Есть целая наука — «учебниковедение», закономерность написания учебников. Есть новые программы и новые подходы, — рассказал Аймагамбетов.

Эта работа проводится министерством образования и науки совместно с издательствами. Но есть проблемы и с профессиональными экспертами, которые дают заключение.

— Когда готовят учебник, его отдают на экспертизу. Раньше экспертизу проводили за 7 дней. За такой срок прочесть учебник, дать полноценный ответ, полноценный анализ невозможно, — подчеркнул министр.

Кроме того, со слов министра, ранее экспертами могли выступать и учителя.

— На эти семь дней приглашают учителей из регионов. Хороший учитель может быть знатоком своего дела, но это не означает, что он будет хорошим экспертом именно по учебникам. Поэтому эксперты должны быть сертифицированные, проходить соответствующие курсы. Эксперты должны знать, как готовят учебники, как проводить экспертизу, — подчеркнул Аймагамбетов.

Что касается обучающих онлайн-платформ, в ведомстве просят информировать об ошибках.
Мы также готовы рассмотреть и дать соответствующие поручения, чтобы исправили. Мы ввели новую норму. Cчитаем, что платформы, также как и учебники, должны проходить педагогическую экспертизу, — пояснил Аймагамбетов.
Однако для тщательной проверки не было достаточно времени.

— Понятно, что сейчас очень мало времени, много уроков, необходимо, чтобы была апробация, но в связи со сжатостью времени, фактически с колес готовят уроки. Сейчас системно проводим педагогическую экспертизу всех этих платформ и контента, — заключил он.

Напомним, что с 1 сентября большинство учащихся приступили к дистанционному обучению. Очная форма разрешена в формате дежурных групп для младших школьников, а также для учащихся малокомплектных школ.
Читайте также: В колониях Казахстана возобновят свидания для осужденных.
Источник: 7152.kz

Похожие записи

Комментарии

Instagram

Самые популярные