Источник: 7152.kz
Казахстанцы продолжают жаловаться на оформление кредитов без их ведома при помощи ИИН. Почему займы выдаются без самого владельца документа и как защитить себя от мошенников, расскажет корреспондент 7152.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
Аферисты любыми путями пытаются нажиться чужими деньгами. И им удается это сделать. Казахстанцы один за другим становятся получателями кредитов, о которых они даже и не знают.
Так, в июле жительница Алматы стала жертвой мошенника.
Мадина Шаяхметкызы решила продать телефон и опубликовала объявление на платформе OLX. Покупателем стал студент, который пообещал что деньги вышлет его мама на карту. Для того, чтобы перечислить деньги, парень попросил у алматинки номер ИИН. Девушка предоставила свой номер и на ее счет поступили 190 тысяч тенге. Все бы ничего, вот только недавно Мадина узнает, что на её имя было оформлено два кредита, на 90 и 100 тысяч тенге.
Заместитель директора департамента методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций агентства Ерлан Сеилов и главный специалист управления повышения финансовой грамотности департамента по защите прав потребителей агентства Дмитрий Акмаев рассказали что делать в таких случаях.
Эксперты ответили на самые важные вопросы по теме.
1. Достаточно ли одного ИИН для оформления микрокредита?
По словам Ерлана Сеилова для выдачи микрокредита организация должна установить личность клиента и получить необходимые документы, подтверждающие подлинность клиента и содержание его волеизъявления. Наличие лишь сведений об ИИН недостаточно для оформления микрокредита.
Дмитрий Акмаев также поясняет, что для подтверждения личности используются разные методы.
— Например, телефонный звонок или проверка кредитной истории. Для этого должно отправляться SMS на номер заемщика. Либо проводится е-mail-идентификация, потому что все документы присылают в личный кабинет. Также обязательно необходимы данные удостоверения личности. Не должно быть такого, чтобы кто-то только по номеру ИИН получал заем. Это риски для самих финансовых организаций. Если всего этого нет, клиент может обратиться в правоохранительные органы, — сказал эксперт.
2. Как обезопасить себя от мошенников?
Дмитрий Акмаев призывает граждан не отправлять никому фото или копию своего удостоверения. Даже если вы и отправили фото документа по необходимости не забудьте попросить удалить его. Размещение копии на государственных сайтах, к примеру на egov.kz — безопасно.
Также специалист посоветовал не принимать подозрительные переводы от незнакомых людей.
— Если на ваш счет поступила крупная сумма, нужно проверять, откуда пришел перевод и с какой целью. Ни в коем случае не снимайте эти деньги, не передавайте их третьим лицам. Часто мошенники используют такую схему и говорят, якобы я вам переведу, а вы мне наличными отдайте, или говорят, мол, ошиблись номером, и просят перевести деньги обратно. Получив неизвестный перевод, звоните в банк и просите его отменить. И банк отменит эту транзакцию и возвратит деньги на тот счет, откуда они пришли, — сказал Дмитрий Акмаев.
3. Куда обращаться, если вы стали жертвой мошенников?
Дмитрий Акмаев советует обращаться в правоохранительные органы либо в департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства Казахстана по регулированию и развитию финансового рынка с письменным заявлением.
4. Как физлицу узнать, оформлен ли на него кредит?
В соответствии с Законом «О кредитных бюро и формировании кредитных историй» банки и организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, обязаны передавать сведения о выданных займах в государственное кредитное бюро. Чтобы бесплатно получить информацию о наличии кредита, можно обратиться в государственное кредитное бюро.
Читайте также: Полиция разыскивает интернет-мошенников, обманувших многодетную мать из Петропавловска.
Источник: 7152.kz