Главная Образование ЕНТ: поступление и наказания. Чего боятся учителя в Казахстане

ЕНТ: поступление и наказания. Чего боятся учителя в Казахстане

38
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
поступление

Педагоги рассказали, с каким и проблемами сталкиваются накануне Единого национального тестирования.

поступление

Депутаты Мажилиса Парламента РК обратились к премьер-министру с просьбой упразднить норму, обязывающую учителей сопровождать выпускников школ в пункты сдачи ЕНТ. За что переживают учителя и родители и чего на самом деле хотят добиться администрации школ?

Депутатский запрос Натальи Жумадильтаевой был озвучен 13 июня. Обращаясь к главе правительства она попросила отменить параграф 1 «Порядка приема документов для участия в ЕНТ через организацию образования» правил проведения ЕНТ и комплексного тестирования, утвержденных приказом министра образования и науки РК от 2 мая 2017 года №204. Парламентарий напомнила, что с 2017 года ведомством принято решение о разделении экзаменов для выпускников школ на два этапа. Первый предполагает сдачу одиннадцатиклассниками экзаменов в школе для получения аттестата о среднем образовании, следующий – ЕНТ, для тех, кто собирается поступать в высшие учебные заведения Казахстана.

«Несмотря на то, что на момент сдачи ЕНТ учащиеся уже получили аттестат и не числятся в организации образования, школа продолжает нести ответственность за выпускника, с которым у нее юридические взаимоотношения исчерпаны. 15 июня завершается итоговая аттестация в школах, выпускники получат аттестаты, и с этого момента абитуриент должен подавать документы для участия в ЕНТ не в школе, а в пункте проведения ЕНТ. И на учителей не должна возлагаться обязанность по сопровождению абитуриентов на пункты сдачи экзаменов для поступления в вузы», – сказала Жумадильтаева.

Депутат особо отметила, что о необходимости «разгрузить» учителей от выполнения несвойственных им функций не раз говорил и министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев. Но воз и ныне там.

В МОН же отметили, что для выпускников этого года менять правила точно не станут, потому что это будет дополнительным стрессом для молодых людей и может привести к неразберихе в пунктах сдачи тестирования.

Наши корреспонденты поговорили с педагогами из нескольких регионов страны, чтобы узнать, почему они протестуют против сопровождения вчерашних школьников. Но услышали о совсем других проблемах. Отметим, что ни один из учителей и завучей не захотел, чтобы его имя упоминалось в статье.

Учитель из Караганды и в недавнем прошлом мама выпускника согласилась со словами депутата о том, что педагоги  ощущают большую нагрузку, но в то же время отметила, что для детей важно присутствие своего учителя на экзамене.

«Все-таки дети есть дети, они привыкают к своему учителю. Для них будет поддержкой, если педагог поедет на ЕНТ. Учитель обязательно настроит их психологически перед экзаменом. И дети чувствуют, что там кто-то их ждет, за них переживает. Я склоняюсь к тому, что учитель должен сопровождать выпускников. Опять же система организации ЕНТ… Дети в ситуации, если их никто не будет сопровождать, могут потеряться, не туда зайти, что-то оставить, вообще растеряться. Когда мой ребенок сдавал ЕНТ, родители приехали, переживали, ждали. Однако в первую очередь дети делились впечатлениями с учителями, получилось – не получилось, тяжело – легко ли было, какие вопросы попались. Обо всем этом они сначала рассказали учителю», – сказала наша собеседница.

Мама выпускницы из Алматы Рабига Бексултанова считает, что учителя при сдаче ЕНТ «вообще ни при чем».

«Когда мы поступали в институты, сами приезжали, без учителей, и сдавали экзамены. Так и здесь, дети приедут и сдадут тестирование. Если это не входит в обязанности учителей, зачем их принуждать», – высказала свое мнение родительница.

Завуч в одной из школ Астаны призналась, что педагоги, у которых официально начался отпуск, все равно приходят в школу в эти дни, чтобы провести консультации с абитуриентами, и поедут с ними в пункты сдачи ЕНТ.

«С одной стороны, мы детей выпустили, отдали аттестаты. Те из них, кто хочет поступать в институт, достаточно самостоятельны для того, чтобы определиться с пунктом сдачи ЕНТ и добраться до него. С другой стороны, учителя их готовили, в течение года собираются документы, они ребят везут. Учителя в отпуске, но они все равно приходят, проводят еще какие-то консультации, переживают за свой труд, за результат, который будет на ЕНТ. Несмотря на то, как закончили они школу, с какими аттестатами, ЕНТ все равно отражается на рейтинге работы школы», – пояснила представитель администрации школы.

Учитель из другого областного центра, выпустившая в этом году класс, считает, что сопровождение школьников на ЕНТ – не самая большая проблема в этом случае.

«Ради своего класса я поеду, куда нужно. Мы готовили детей и заинтересованы в том, чтобы они сдали ЕНТ. Готовы сопроводить их, помочь, быть рядом, лишь бы наша деятельность по отношению к ЕНТ не была как метод наказания, давления на нас», – сказала она, отметив, что если выпускники плохо сдадут тестирование, обязательно накажут педагогов и школу.

Хотя в любом классе есть сильные ученики и те, кто еще дотягивает до оценки «удовлетворительно». Заставить последних готовиться к экзаменам почти невозможно. Почему за них должны отвечать учителя?

«У меня в классе есть несколько человек, претендующих на знак отличия «Алтын белгі «. Если на ЕНТ они не подтвердят уровень знаний, кто-то из детей растеряется, перенервничает и плохо напишет, нашу школу будут подвергать аттестации. Приедет комиссия, которая будет проверять педагогов, и ученики будут тесты сдавать, контрольные писать. Естественно, учителя не уволят, но это будет лишний повод, чтобы сказать, что ты некачественный работник, не можешь передавать знания, не учишь и так далее. Будут упоминать об этом при каждом удобном случае. Эти вопросы поднимаются на педсоветах», – пояснила учитель.

Получается, что педагоги отвечают за то, что по сути не могут контролировать, а для школьников, которые должны быть заинтересованы в результате, мер воздействия нет.

«Детей поставили в такие условия. В моем классе девочка не хочет сдавать ЕНТ, сомневается, что сможет сдать, но родители настаивают на этом. Если она сдаст плохо, накажут меня, нашу школу всю. А у родителей потом будет возможность, чтобы их ребенок пересдал тестирование в августе. Нас обязывают, чтобы мы консультации проводили, и если что-то не получилось, ругают. Почему так? Это же в интересах ребенка. Некоторые приходят на консультацию и просто сидят, потом набирают на ЕНТ мало баллов, и учителя ругают. А ребенку что сделают? Ничего. Чиновники сами же говорят, что ЕНТ – это добровольное дело. Ребенок хочет сдавать, он будет готовиться. Почему должны наказывать учителей за то, что этот ребенок в нужный момент не смог собраться», – недоумевает она.

В разговорах с корреспондентами учителя говорили и о том, что сама обстановка в пунктах ЕНТ может вызвать стресс даже у взрослого человека, не то что у школьника.

«Они проходят через металлоискатель, туда никого не допускают, там полиции больше, чем учеников, скорая стоит, пожарная машина стоит. Все очень напряженно. Стрессовая действительно обстановка. И эти камеры, которыми пугают детей. Это же не государственная измена, почему все обустраивают так. Раньше процедуры были прощ,е и не глупее люди были», – сказала одна из опрошенных педагогов.

Еще одна завуч была наиболее резка в высказываниях, отметив, что изменить систему вряд ли удастся, а виноватого найти всегда нужно.

«У нас всегда во всем кто-то должен быть виноват. Учителя легче всего наказать. Да и родители часто в неудачах ребенка винят не его или себя, а педагога, который не дал, не разжевал, не научил. Чего-то добиваться бесполезно. Да и я как учитель считаю, что это не самое страшное по сравнению с вопросами об увеличении пенсионного возраста и отмены оценок в школах», – заключила она.

В общем, сколько учителей, столько и мнений. А проблем в этой сфере, как выяснилось, больше, чем мы видим на поверхности.