«ИЗМЕНЕНИЯ НА БЛАГО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!»

В настоящее время в Казахстане повсеместно обсуждается консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». 

Какие предлагаются важные изменения, которые напрямую будут касаться не только потребителей и общественных объединений, но и не оставят в стороне предпринимателей?

Об этом рассказала председатель Северо-Казахстанского общественного объединения «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей» Дубовая Надежда Владимировна.

Начиная с 2020 года представители общественных объединений потребителей всего Казахстана совместно с уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей обсуждают и вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства о защите прав потребителей. В сентябре-октябре т.г. на заседании Координационного совета по защите прав потребителей при Департаменте по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области и на встрече с общественными объединениями потребителей Северо-Казахстанской и Акмолинской областей было проведено обсуждение консультативного документа регуляторной политики к проекту Закона РК «О защите прав потребителей».

Данный документ предлагает внесение таких важных изменений как введение нового института омбудсмена по защите прав потребителей, создание единой Национальной ассоциации общественных объединений потребителей, начисление общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю в судебном порядке, а также  совершенствование существующей системы защиты прав потребителей.

Все мы видим, как успешно работает Бизнес-омбудсмен, особенно его работа по защите прав предпринимателей стала заметна в период пандемии. Это касается и оплаты налогов, арендной платы, работы мониторинговых групп и т.п. Уполномоченный по защите прав предпринимателей решает проблемные вопросы напрямую с Президентом и Правительством Республики Казахстан, а также с Генеральной Прокуратурой и другими центральными государственными органами.

Наш же потребитель не имеет такого защитника, который бы решал проблемные вопросы на высоком уровне. Считаю, что в настоящее время Уполномоченный по защите прав потребителей необходим нам всем. Все мы потребители и наш голос должен быть услышан.

Я уже более 30 лет работаю в сфере защиты прав потребителей. Наше общественное объединение было создано в 90-х годах. В то время очень многие открывали общественные объединения по защите прав потребителей, но теперь из них практически в СКО работает только наша организация. Так же обстоят дела и по всему Казахстану. Причин много – это и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, и отсутствие единой организационной структуры и т.п..

Сейчас Комитет по защите прав потребителей предлагает создать  единую организацию по защите прав потребителей в форме Ассоциации, основанной на добровольном членстве действующих общественных объединений потребителей.

«Атамекен»

Положительную сторону создания такого объединения мы также видим на примере Национальной палаты «Атамекен». 

Создание единой Национальной ассоциации общественных объединений потребителей может положительно повлиять на повышение уровня защищённости наших потребителей во всех уголках страны. Считаем, что мощная и организованная организация поможет решить существующие проблемы в сфере защиты прав потребителей, ведь не зря говорят, что «в единстве – сила». Конечно же, мы ещё будем обсуждать и вносить предложения по вопросам деятельности института омбудсмена и единой Национальной ассоциации общественных объединений потребителей, как будет избираться Уполномоченный по защите прав потребителей, какие гранты и социальные заказы, направленные на защиту прав потребителей, должны выделяться государством, а также по устранению пробелов правоприменительной практики.

Консультативным документом регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» предлагается вернуть одну из норм Закона Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей». До принятия в 2010 году нового Закона  при предъявлении иска в судебные органы в интересах потребителей и в случае их удовлетворения сумма взысканного с ответчика штрафа в размере 70 процентов должна была поступать в соответствующий бюджет и 30 процентов перечисляться на расчетный счет общества потребителей.

 Предложение о возврате данной нормы в действующий  Закон уже на протяжении ряда лет вносилось практически всеми общественными объединениями потребителей.

Из своей многолетней практики, я знаю, что это приведёт к увеличению количества разрешений потребительских споров в досудебном порядке, т.к. в случаях если законные требования потребителя будут удовлетворены судебным решением, то предприниматель должен будет оплатить штраф в размере удовлетворённой части иска, т.е. в двойном размере. Предприниматель будет более дисциплинирован и ответственен, т.к. нарушение прав потребителя может значительно повлиять на его доход.  Имея большой практический опыт в сфере защиты прав потребителей, Северо-Казахстанское общественное объединение «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей», как и большинство общественных объединений потребителей Казахстана,полностью поддерживает предлагаемые изменения, ведь в конечном итоге  их принятие приведёт к повышению качества предлагаемых товаров (работ, услуг), конкурентоспособности  и уровня защищённости наших потребителей.   

Председатель Северо-Казахстанского общественного объединения «Ассоциация защиты прав потребителей и предпринимателей»

Дубовая Н.В.

Похожие записи

Комментарии

Instagram

Самые популярные